Arms
 
развернуть
 
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130
Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71
centralny.alt@sudrf.ru
показать на карте
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71centralny.alt@sudrf.ru
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03


Документы суда
Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

В соответствии с планом работы Центрального районного суда г.Барнаула на первое полугодие 2022 года изучена судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с пенсионным законодательством.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Право на пенсионное обеспечение, будучи одним из основных социально-экономических прав граждан, признано и на международном уровне. Так, право граждан на социальное обеспечение в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Однако, несмотря на всеобщее признание, право на социальное обеспечение нередко становится объектом всевозможных нарушений со стороны органов, призванных его обеспечивать. Поэтому деятельность судебных органов по рассмотрению споров, связанных с пенсионным обеспечением, приобретает особое значение как наиболее эффективный способ восстановления и защиты нарушенных или оспоренных социальных прав граждан.

В соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащих указанному ФЗ.

Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст.8).

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, - на день установления этой страховой пенсии (п.3 ст. 35 ФЗ №400-ФЗ).

С учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.10.2018 года №350-ФЗ в действующее пенсионное законодательство, которые вступили в законную силу с 01.01.2019 года, пенсионный возврат увеличивается на 1 год ежегодно.

Основную массу дел указанной категории составляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении пенсии ранее возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 29.01.2004 №2-П, при рассмотрении дел о праве на пенсию подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные ФЗ «О трудовых пенсиях». Указанные позиции применимы и в отношении ФЗ «О страховых пенсиях».

Показания свидетелей в качестве допустимого доказательства судом не принимаются с учетом положений ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

При оспаривании Пенсионным фондом полной занятости, спорный период (при отсутствии иных доказательств) включается по фактически отработанному времени.

Практика показала, что в суд в основном обращались граждане, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

По смыслу положений указанного закона, назначение пенсии носит заявительный характер независимо от правового статуса гражданина. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

При этом не исключается подача заявления о назначении пенсии по старости в территориальный орган ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом пенсионного обеспечения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления либо со дня представления дополнительных документов. По данному вопросу органом пенсионного обеспечения выносится соответствующее решение.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд.

Подведомственность, подсудность, госпошлина.

Российским законодательством установлена альтернативная подведомственность споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсию. Пункт 20 ст. 23 ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Указанное положение соответствует конституционным нормам о гарантии судебной защиты прав и свобод.

В судебном порядке пенсионные споры рассматриваются районными (городскими) судами.

Требования, связанные с реализацией гражданами права на пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности, то есть по месту нахождения ответчика- органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (ст. 28 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь ввиду, что в силу ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

С 1 октября 2021 года ГУ – Управление Пенсионного фонда по г.Барнаулу реорганизовано в ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Алтайскому краю.

Из изученных гражданских дел усматривается, что Центральным районным судом г.Барнаула не допускались ошибки также при решении вопросов уплаты государственной пошлины по данной категории дел. В случае споров, например, по вопросу о назначении пенсии и об оспаривании отказа во включении в специальный стаж периода работы, государственная пошлина оплачивалась истцом в соответствии с НК РФ, поскольку гражданин еще не является пенсионером, как по требованию неимущественного характера в размере 300 руб.

Основная категория споров, поступающих на рассмотрение суда, связана с отказом пенсионного органа в зачете периодов работы в страховой и специальный стаж граждан.

Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Важным условием является наличие свидетельства, либо диплома, подтверждающего прохождение таких курсов, а также уточняющей справки, которой работодатель подтверждает сохранение за работником в спорный период среднего заработка.

Удовлетворяя требования о включении периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж, применяются нормы ст. 187 ТК РФ, ч. 1 ст. 196 ТК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснением Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П положения пункта 1 данной статьи, а также Определениями Верховного суда РФ от 21 мая 2009 года №12-В09-3; от 04 февраля 2011 года №74-В10-11; от 03 июня 2011 года №19-В11-8.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, сам по себе факт уплаты страховых взносов за время нахождения на курсах повышения квалификации при разрешении спорного вопроса не имеет юридического значения, так как на основании разъяснений КС РФ, изложенных в Постановлении от 10.07.2007 №9-П, следует считать, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников, работающих по трудовым договорам, права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, и, следовательно, на пенсию. При этом толкование действующих норм права, предусматривающее, что периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением, в том числе, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, неоднократно давалось ВС РФ при рассмотрении конкретных гражданских дел (Определение от 21.05.09 №12-В09-3; определение от 04.02.2011 №74-В10-11; определение от 03.06.2011 №19-В11-8).

В настоящий момент складывается судебная практика, согласно которой периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в специальный стаж в льготном порядке, поскольку работник направляется для повышения квалификации по той профессии, при исполнении функций по которой он имеет право на включение периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении.

При разрешении вопроса о включении ученических отпусков в специальный стаж принимается во внимание то обстоятельство, что до введения нового правового регулирования вопросов назначения пенсии в соответствии с п. 2 и п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, также предусмотрено включение в льготный стаж время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.).

Постановлением Правительства РФ №322 от 4 марта 2021 года внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", соответствии с которыми при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".

Единообразная судебная практика сложилась также по периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Такой период подлежит включению в специальный стаж, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25.09.92 № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Педагогическая и лечебная деятельность.

Разрешая споры о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, судьи обосновано руководствовались (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

- Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации»;

- Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

- Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

- Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

- Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденная приказом Минпросвещения СССР от 16.05.1985 № 94;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 № 240 и от 01.02.2001 № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Анализ судебной практики за рассматриваемый период показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по прежнему является формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный стаж работников необоснованными, судьи исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, судьи приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что пенсия медицинским работникам назначается независимо от возраста лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Льготное исчисление специального трудового стажа медицинских работников обусловлено не только характером и условиями их деятельности, но и предполагает непосредственное соответствие занимаемой должности и наименования учреждения здравоохранения Списками и Правилами.

Право на досрочную пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы, следует иметь в виду, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п.19-21 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с приложением 7 к настоящему Федеральному закону «О страховых пенсиях» по достижении специального стажа в 2019 году назначение страховой пенсии по старости возникает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году – не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию.

В силу ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Досрочная страховая пенсии в связи с особыми, тяжелыми и вредными условиями труда.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения и назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Списки №1 и №2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности.

Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение в каждом случае необходимо установить соответствие наименования профессии конкретного работника той профессии, которая предусмотрена Списком №1 и №2, дающей право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет.

Списки составлены по производственным отраслям. Условием, необходимым для правильного определения права работника на досрочно назначаемую пенсию по старости, являются подтверждение занятости именно в том производстве, которое предусмотрено Списком. Работники, предусмотренные в разделах «Общие профессии» Списков №1 и №2, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, в каких производствах они заняты.

При рассмотрении вопроса о праве гражданина на пенсию на льготных условиях в первую очередь необходимо определить вид производства, в котором он занят, и тем самым решить вопрос, каким разделом или подразделом Списков №1 и №2 необходимо руководствоваться.

В тех случаях, когда в Списках №1 и №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, указаны производства и цеха без перечисления профессий и должностей, право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют все работники этих производств и цехов, независимо от занимаемой должности или наименования профессии.

В случае, когда в Списках предусмотрены не только наименование профессии и должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи особыми условиями труда следует руководствоваться Государственными стандартами системы стандартов безопасности труда. При необходимости заключения по условиям труда дают органы Государственной экспертизы условий труда.

Основаниями для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, являются: отсутствие доказательств, подтверждающий особый характер работ и (или) полную занятость работника на работах с особыми условиями труда, несоответствие наименования должности, занимаемой истцом, наименованию предусмотренному Списком №1 и №2, неправильное оформление трудовых книжек.

Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие особый характер работы и условия труда, составленные со ссылкой на имеющиеся первичные документы. При этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных Списком №1 и №2.

Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом суд правильно учитывает положения ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым свидетельские показания являются недопустимым доказательством подтверждения характера работы (вредных, тяжелых условий труда и т.п.)

Кроме того, при рассмотрении гражданских дел в отношении указанной категории лиц, необходимо исследовать пенсионные дела, справки работодателя о занятости лиц на соответствующих производствах, приказы (выписки из приказов) работодателя, архивные справки, акты проверок характера и условий труда, документы по результатам аттестации рабочих мест, лицевые счета, личные карточки, справки о переименовании предприятий, заключения экспертизы по условиям труда.

При решении вопроса о включении периода работы истца в специальный стаж для досрочного назначения пенсии все доказательства оцениваются в совокупности. Само по себе не указание работодателем льгот не может быть поводом к отказу в принятии права на досрочную пенсию по старости.

Досрочная страховая пенсия, специальный и страховой стаж (периоды работы после 1998 года), Казахстан.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Казахстан), урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

13.03.1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 10 Соглашения от 13.03.1992 года закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Согласно ст.11 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР.

На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР (п.5 Рекомендаций).

Законом Республики Казахстан от 20.06.1997 года №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 01.01.1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в ст.ст.8-9 указаны категории граждан, имеющие право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 года не предусмотрено.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерации из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, за пределами российской Федерации после 01.01.2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 года №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13.03.1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 года № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию на льготных условиях имели право мужчины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 на работах, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Действие вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 01.01.2001 года в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16.07.1996 года № 32-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР» со дня опубликования Закона от 16.07.1996 года № 32-I (с 27.07.1996 года).

Институт досрочной пенсии указанной категории работников в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», действующим с 01.01.1998 года, которым назначение досрочной страховой пенсии по старости указанной категории работников не предусмотрена.

Вместе с тем, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого же Соглашения от 13.03.1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 года о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13.03.1992 года.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010 года (в редакции от 29.12.2010 года).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13.03.1992 года.

Согласно Решению Экономического Суда СНГ № 01-1/6-04 от 07.04.2005 года «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года» в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из анализа указанных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истцов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истцов, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Из рассмотренных в суде дел усматривается, что в большинстве случаев судьями выносятся обоснованные и законные решения, тем самым восстанавливаются нарушенные права граждан на пенсию, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 39).

Судья И.А.Королькова

Помощник судьи

Романова Т.П.

опубликовано 18.05.2022 11:00 (МСК)
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03