Arms
 
развернуть
 
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130
Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71
centralny.alt@sudrf.ru
показать на карте
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71centralny.alt@sudrf.ru
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03


Документы суда
Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

В соответствии с планом работы Центрального районного суда г.Барнаула проведено обобщение судебной практикипо гражданским делам, связанным с применением пенсионного законодательства.

Целью проведения обобщения является обеспечение правильного разрешения гражданских дел, касающихся пенсионного обеспечения граждан.

Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (вступил в законную силу с 01 января 2015 года).

В настоящее время при рассмотрении указанной категории дел следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Согласно п. 34 названного постановления ранее действовавшее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» утратило силу.

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижении величины индивидуального коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, - на день установления этой страховой пенсии (п.3 ст. 35 ФЗ №400-ФЗ).

Основную массу дел указанной категории составляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении трудовой пенсии ранее возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 29.01.2004 №2-П, при рассмотрении дел о праве на пенсию подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные ФЗ «О трудовых пенсиях». Указанные позиции применимы и в отношении ФЗ «О страховых пенсиях».

Показания свидетелей в качестве допустимого доказательства судом не принимаются с учетом положений ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

При оспаривании Пенсионным фондом полной занятости, спорный период (при отсутствии иных доказательств) включается по фактически отработанному времени.

Обобщение показало, что в суд в основном обращались граждане, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

По смыслу положений указанного закона, назначение пенсии носит заявительный характер независимо от правового статуса гражданина. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

При этом не исключается подача заявления о назначении пенсии по старости в территориальный орган ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом пенсионного обеспечения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отсутствия необходимых сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета или непредставления гражданином необходимых документов, ему разъясняется, какие документы следует представить дополнительно и в случае их представления не позднее чем через три месяца со дня получения такого разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией будет считаться день первоначального приема такого заявления органом пенсионного обеспечения.

Заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления либо со дня представления дополнительных документов. По данному вопросу органом пенсионного обеспечения выносится соответствующее решение.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд.

Из изложенного следует, что рассматриваемая категория споров предусматривает процедуру обращения граждан в пенсионный фонд с письменным заявлением о назначении пенсии.

Вместе с тем отсутствие такого обращения не препятствует разрешению спора, однако является препятствием для удовлетворения требований, поскольку до обращения с заявлением в пенсионный орган и разрешения его в установленном законом порядке отсутствует нарушение прав истца.

Практика рассмотрения дел по указанной категории споров предусматривает включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. При этом важным условием является наличие свидетельства, либо диплома, подтверждающего прохождение таких курсов, а также уточняющей справки, которой работодатель подтверждает сохранение за работником в спорный период среднего заработка.

Удовлетворяя требования о включении периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж, применяются нормы ст. 187 ТК РФ, ч. 1 ст. 196 ТК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснением Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П положения пункта 1 данной статьи, а также Определениями Верховного суда РФ от 21 мая 2009 года №12-В09-3; от 04 февраля 2011 года №74-В10-11; от 03 июня 2011 года №19-В11-8.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, сам по себе факт уплаты страховых взносов за время нахождения на курсах повышения квалификации при разрешении спорного вопроса не имеет юридического значения, так как на основании разъяснений КС РФ, изложенных в Постановлении от 10.07.2007 №9-П, следует считать, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников, работающих по трудовым договорам, права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, и, следовательно, на пенсию. При этом толкование действующих норм права, предусматривающее, что периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением, в том числе, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, неоднократно давалось ВС РФ при рассмотрении конкретных гражданских дел (Определение от 21.05.09 №12-В09-3; определение от 04.02.2011 №74-В10-11; определение от 03.06.2011 №19-В11-8).

В настоящий момент складывается судебная практика, согласно которой периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в специальный стаж в льготном порядке, поскольку работник направляется для повышения квалификации по той профессии, при исполнении функций по которой он имеет право на включение периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении.

При разрешении вопроса о включении ученических отпусков в специальный стаж принимается во внимание то обстоятельство, что до введения нового правового регулирования вопросов назначения пенсии в соответствии с п. 2 и п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, также предусмотрено включение в льготный стаж время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.).

Единообразная судебная практика сложилась также по периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Такой период подлежит включению в специальный стаж, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25.09.92 № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.92 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Разрешая споры о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, судьи обосновано руководствовались (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

- Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации»;

- Постановлением Совмина СССР от 17.12.59 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

- Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

- Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.91 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

- Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденная приказом Минпросвещения СССР от 16.05.85 № 94;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 № 240 и от 01.02.2001 № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Анализ судебной практики за рассматриваемый период показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по прежнему является формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ) Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный трудовой стаж работников необоснованными, судьи исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, судьи приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Льготное исчисление специального трудового стажа медицинских работников обусловлено не только характером и условиями их деятельности, но и предполагает непосредственное соответствие занимаемой должности и наименования учреждения здравоохранения Списками и Правилами. Как показывает практика, при оценке пенсионных прав указанной категории граждан судьи, как правило, учитывают данные требования.

При оценке пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суды правильно указывали, что клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, нельзя не учитывать, что ведомственная принадлежность во всех случаях предполагает принадлежность к органам здравоохранения либо их структурным подразделениям. Применительно к практике это свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к оценке пенсионных прав граждан, занятых на аналогичных работах.

Анализ судебной практики по делам, связанным с назначением досрочной страховой пенсии в связи с особыми, тяжелыми и вредными условиями труда показал, что одним из мотивов отказа органа пенсионного обеспечения в досрочном назначении страховой пенсии является отсутствие либо недостаточность каких-либо иных, помимо трудовой книжки, документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемых в специальный трудовой стаж по Списку №1и №2.

Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом суды правильно учитывают положения ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», согласно которым свидетельские показания являются недопустимым доказательством подтверждения характера работы (вредных, тяжелых условий труда и т.п.)

Большинство этих дел объединяет одно: в документах о трудовой деятельности истцов наименование выполняемой работы, должности, профессии или наименование учреждения не соответствует предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, определенные периоды работы не включаются территориальным органом пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств.

Разрешая споры рассматриваемой категории дел, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в частности, пунктом 11, согласно которому основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца.

При этом необходимо отметить, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010, утвержденном постановлением ПВС Российской Федерации от15.09.10, Верховный Суд РФ указал, что, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Так, в Списках №1 и №2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 06.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение.

При этом сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

Согласно Письму Минсобеса РТ от 17.08.99 N 02-30/1494 об Общих правилах применения Списков N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, большинству работников для определения их права на льготное пенсионное обеспечение наряду с указанными условиями необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах (определенным способом, с определенными веществами, на определенном оборудовании и т.д.). Поэтому важным условием является правильное подтверждение уточняющими справками характера работы и условий, при которых назначается досрочная пенсия.

При назначении вышеуказанной категории лиц досрочной пенсии в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа): Списки №1 и №2, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537, Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10, Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 № 1173.

Согласно пп. «Б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, СМ РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10.

Для отдельных категорий лиц, заявляющих требования о досрочном пенсионном обеспечении, - учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения, ранее действующим "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривалось, что указанным лицам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Основанием для отказа Пенсионного фонда во включении в специальный стаж граждан периода службы в армии является обстоятельство, что на момент обращения истцов за назначением досрочной страховой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, то есть на 1 октября 1993 года.

При разрешении заявленных требований судам необходимо учитывать, что данный отказ пенсионного органа противоречит положениям Конституции Российской Федерации, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Для включения периода службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судам следует установить, выработано ли истцом не менее 2/3 специального стажа на момент его обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Из рассмотренных в суде дел усматривается, что в большинстве случаев судьями выносятся обоснованные и законные решения, тем самым восстанавливаются нарушенные права граждан на пенсию, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 39).

При этом стоит обратить внимание на то, что для правильного разрешения дела необходимо устанавливать все обстоятельства имеющие значение для данного дела.

Решением суда по иску Б. к УПФР в г.Барнауле о признании решения незаконным, включен период обучения истца в ГПТУ включен в общий (страховой) стаж, произведен перерасчет пенсии. При вынесении решения по делу суд руководствовался следующим. Согласно пп. №з№ п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 03.08.2016 решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ установил иные условия пенсионного обеспечения. В качестве специальных гарантий данным законом предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу. Применение иного способа оценки пенсионных прав, с включением в стаж периода обучения (п.4 ст. 30), приведет к значительному уменьшению размера ежемесячных пенсионных выплат, что имущественных прав Б. не восстановит.

Решением суда по иску К. к УПФР в г.Барнауле о признании решения незаконным, включены в специальный стаж периоды работы в должности учителя в школе-гимназии и период службы в армии. При вынесении по делу суд исходил из того, что УПФР в г.Барнауле подсчет специального стажа произведен по двум вариантам: 1 вариант – по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 №781, 2 вариант – в соответствии с поэтапным применением нормативных актов, действовавших в соответствующие периоды). По постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 №781 в специальный стаж не включен период службы в армии, поскольку его включение нормами данного постановления не предусмотрено. По нормам ранее действовавшего законодательства специальный стаж исчислен в меньшем размере, по данному порядку период службы в армии включен в специальный стаж, не включен период работы в школе-гимназии, так как наименование учреждения не соответствует наименованию, предусмотренному Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №463. В соответствии с нормами постановления Пленума ВС РФ при изменении наименования учреждения, его организационно-правовой формы при сохранении в нем прежнего характера деятельности работников, право на досрочное назначение пенсии у работников указанных учреждений с учетом занимаемых ими должностей сохраняется. Суд пришел к выводу о том, что при определении права на досрочное назначение пенсии подлежат учету нормативно-правовые акты, действовавшие в соответствующие периоды работы истца. Позиция ответчика о возможности применения при исчислении специального стажа только положений действующего законодательства, либо поэтапном применении положений законодательства, основана на неверном толковании законодательства. При исчислении специального стажа по нормам постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, период службы в армии может быть включен в специальный стаж на основании действовавшего в период прохождения службы законодательства.

Решением суда по иску П. к УПФР в г.Барнауле о признании решения незаконным отказано во включении периода работы. Судом указано, что состав экипажа гражданского воздушного судна определялся приказом Министерства гражданской авиации ССССР от 08.04.1985 № 77 «Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации ССССР», согласно которому экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу относятся бортпроводники, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. Бортпроводники не относятся к летному экипажу. пп. 13 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочную пенсию имеют лица , проработавшие в летном составе гражданской авиации.

Применительно к практике необходимо применять индивидуальный подход к оценке пенсионных прав граждан.

Судья Е.Ю. Панина

Помощник Н.С. Кожевникова

опубликовано 28.10.2016 11:08 (МСК)
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03