Arms
 
развернуть
 
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130
Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71
centralny.alt@sudrf.ru
показать на карте
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71centralny.alt@sudrf.ru
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03


Документы суда
Практика рассмотрения дел о ликвидации некоммерческих организаций

Практика рассмотрения дел о ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии с тематическим планом проведения занятий семинаров повышения квалификации судей Центрального районного суда г. Барнаула и мировых судей судебных участков №№ 1-8 Центрального района г. Барнаула на 2017 год изучена практика рассмотрения дел о ликвидации некоммерческих организаций.

По состоянию на февраль 2017 года Центральным районным судом г. Барнаула рассмотрено одно делоданной категории, в 2016 году – 10 дел, в 2015 году – 9 дел. Исковые требования во всех случаях удовлетворены, в том числе частично. По одному делу производство прекращено. Одно решение обжаловано, оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющаяполученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как следует из положении ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений; ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты; товариществ собственников недвижимости; казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; учреждений, автономных некоммерческих организаций; религиозных организаций; публично-правовых компаний; адвокатских палат; адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); государственных корпораций.

Законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"определены следующие формы некоммерческих организаций: 1) общественные организации (объединения); 2) религиозные организации (объединения); 3) государственная корпорация; 4) некоммерческие партнерства; 5) учреждения; 6) автономные некоммерческие организации; 7) социальные фонды; 8) благотворительные фонды; 9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций: товарищества собственников жилья (Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации»); территориальное общественное самоуправление (Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; благотворительные организации (Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях; 5) профсоюзы (Федеральный закон от 12 января . № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Правовую основу деятельности некоммерческих организаций составляют:

федеральные законы Российской Федерации(Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 25 июля 2002г. N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

указы Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе", Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества");

постановления Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. N212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010г. N489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 753 "Об утверждении правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования");

приказы Минюста России и других ведомств (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 августа 2012 г. N 173"Об утверждении перечня должностных лиц министерства юстиции российской федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 "О государственной религиоведческой экспертизе", Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009г. N93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля",Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 94 "Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения", Приказ Минюста РФ от 22 июля 2009 г. N 224 "Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма", Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 2009 г. N 244 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации", Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"и другие).

Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций устанавливается ст. ст. 18 - 21 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренным ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована учредителями (участниками) некоммерческой организации, или на основании решения суда.

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, Конституцииоссийской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).

Проблемам, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческих организаций посвящено постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».

Дела о ликвидации некоммерческих организаций могут быть рассмотрены судами в порядке гражданского, административного или арбитражного судопроизводства.

В случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодексаоссийской Федерации.

Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20ГК РФ).

За исключением случаев, предусмотренных законом, дела о ликвидации государственной корпорации, государственной компании, а также некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, по основаниям, предусмотренным статьей 61 ГК РФ, рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексомоссийской Федерации.

При рассмотрении Центральным районным судом дел данной категории вопросы о подведомственности спора не разрешались.

Законодательством установлены правила подсудности дел о ликвидации некоммерческих организаций.

Дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262КАС РФ).

При рассмотрении Центральным районным судом дел данной категории вопросы о подсудности спора не разрешались.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.

Так, с требованием о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вправе обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).

Административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России (статья 44 Закона об общественных объединениях).

Орган местного самоуправления, определяемый уставом муниципального образования, также наделен правом обратиться в суд с административным иском о ликвидации или запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы соответственно (статья 17.1, часть 3 статьи 34, часть 2 статьи 43, статья 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Исходя из пунктов 2и 3 статьи 39, пункта 4 статьи 41, пункта 4 статьи 42З закона о политических партиях с административным иском о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии вправе обратиться Минюст России.

С административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения, или иного структурного подразделения политической партии вправе обратиться соответствующие территориальные органы Минюста России.

Административным ответчиком по таким делам являются политическая партия, региональное отделение политической партии, иное структурное подразделение политической партии соответственно.

В случае, если первичное или местное отделение политической партии не является юридическим лицом, в качестве административного ответчика по делу выступает соответствующее региональное отделение политической партии и административный иск подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (статья 20КАС РФ, подпункт "г" пункта 1 статьи 26, пункт 4 статьи 39Закона о политических партиях).

С административным исковым заявлением о ликвидации либо запрете деятельности объединения граждан в связи с осуществлением таким объединением экстремистской или террористической деятельности вправе обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации либо подчиненный ему прокурор (часть 2 статьи 24Закона о противодействии терроризму).

Правом обратиться в суд с требованием о ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации либо о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, по основаниям, предусмотренным Закономо противодействии экстремизму, наряду с прокурором наделен также Минюст России и его территориальные органы (статья 9Закона о противодействии экстремистской деятельности).

В случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями.

Так, например, Центральным районным судом г. Барнаула было рассмотрено дело по административному иску Центрального банка РоссийскойФедерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «РОСТПРОФИТ», О., Ш., В. о ликвидации.

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с иском о ликвидации КПК «РОСТПРОФИТ», указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России, который вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в предусмотренных законом случаях (подп. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Исковые требования удовлетворены судом.

С учетом правил подсудности административное исковое заявление о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности объединения граждан может быть подписано прокурором, должностным лицом или руководителем соответствующего федерального уполномоченного органа либо руководителем его территориального органа.

Исходя из того, что уполномоченные органы могут участвовать в административном судопроизводстве через представителя, указанное административное исковое заявление может быть подписано таким представителем (часть 8 статьи 54, статья 55, пункт 1 части 2 статьи 56, часть 4 статьи 262КАС РФ).

Обращение учредителя организации с заявлением о ее ликвидации в орган, наделенный правом принимать решение о государственной регистрации, не препятствует принятию судом административного искового заявления уполномоченного органа или прокурора о ликвидации (статья 127КАС РФ).

В данном случае суд в порядке административного судопроизводства должен проверить наличие или отсутствие оснований для ликвидации организации, на которые ссылается уполномоченный орган или прокурор.

Так, при рассмотрении административного дела по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «РОСТПРОФИТ», О., Ш., В. о ликвидации установлено, что на момент рассмотрения дела учредители занимаются вопросом ликвидации кооператива. При этом возражения административных ответчиков относительно возложения на них обязанности совершить действия по ликвидации юридического лица признаны судом необоснованными.

Суд по ходатайству административного истца при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску о приостановлении, ликвидации или запрете деятельности (пункт 8 части 3 статьи 135 Кодекса).

При этом следует учитывать, что закон предусматривает исчерпывающий перечень мер предварительной защиты по данным административным искам (часть 2 статьи 263 КАС РФ), а применение мер предварительной защиты должно быть соразмерно предъявляемым административным исковым требованиям.

Определение о применении мер предварительной защиты исполняется по правилам главы 7Кодекса.

При рассмотрении Центральным районным судом дел данной категории меры предварительной защиты не применялись, ходатайства об их применении не заявлялись.

Порядок рассмотрения дел о ликвидации некоммерческой организации определен законом следующим образом.

О времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности извещаются административный истец и руководящий орган, руководитель или представитель административного ответчика.

Если место нахождения названных руководящего органа, руководителя или представителя неизвестно, на основании определения суда извещение о времени и месте рассмотрения данного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте Минюста России, его территориального органа.

При определении Правительством Российской Федерации официального периодического издания данное извещение также публикуется в этом печатном издании (часть 1 статьи 133, часть 3 статьи 263КАС РФ).

Место нахождения названных выше лиц считается неизвестным, в частности, если его руководящий орган, руководитель, представитель отсутствуют по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, либо адрес не указан в уведомлении о начале деятельности религиозной группы или такое уведомление не подано, а также в случаях, когда копия административного искового заявления, направленная объединению граждан административным истцом, возвращена по истечении срока хранения или в связи с выбытием адресата.

Размещение извещения о месте и времени рассмотрения дела указанными способами не отменяет обязанности суда по направлению судебного извещения по последнему известному суду месту нахождения объединения граждан, а также копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые считаются доставленными административному ответчику применительно к статье 165.1ГК РФ (часть 4 статьи 2, статья 102, часть 3 статьи 135КАС РФ).

Следует иметь в виду, что обязанность по доказыванию исполнения определения суда о размещении извещения на сайте уполномоченного органа возлагается на данный орган, который должен представить сведения о размещении указанной информации (например, распечатка с сайта) (статья 16КАС РФ).

Так, при рассмотрении Центральным районным судом г. Барнаула административного дела по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Некоммерческому партнерству «Сибирская Гильдия Судебных Экспертов» о ликвидации некоммерческой организации представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «Сибирская Гильдия Судебных Экспертов» в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, в суд возвращены конверты с отметкой «истек срок хранения».

Поскольку уведомления возвращены в адрес суда именно с такой отметкой, а не с отметкой об отсутствии адресата по указанном адресу, суд исходит из того, что органы управления некоммерческой организации своей волей распорядились процессуальными правами, в том числе на получение корреспонденции, а значит у суда отсутствовала предусмотренная частью 3 статьи 263 КАС РФ обязанность принимать иные меры к извещению. Также суд предпринимал меры к извещению по телефонам, имеющимся в деле и в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика, однако положительных результатов такие меры не возымели.

Суд, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

При наличии оснований, предусмотренных в части 7 статьи 150, статье 291КАС РФ, административное дело о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности объединения граждан может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. При этом решение по такому делу должно соответствовать требованиям статьи 264Кодекса.

Центральным районным судом дела данной категории в порядке упрощенного (письменного) производства не рассматривались.

При рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также решение суда, которым признано обоснованным предупреждение (представление) об устранении нарушений закона либо решение уполномоченного органа о приостановлении деятельности, имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан.

Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (часть 2 статьи 64КАС РФ).

При осуществлении контроля за реализацией властных требований уполномоченного органа суд не вправе самостоятельно изменять правовые основания административного искового заявления, например определять нарушения как грубые и (или) неоднократные, если уполномоченный орган их таковыми не расценивал (часть 1 статьи 46КАС РФ).

Имевшие место нарушения закона, не указанные в предупреждении (представлении), но названные в решении о приостановлении, не могут быть квалифицированы судом как неоднократные и (или) грубые нарушения, если орган не приводил их в качестве самостоятельного основания для ликвидации.

Если в административном исковом заявлении уполномоченным органом указано несколько оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, обоснованность каждого из них должна быть проверена судом.

В случае, если при разрешении административного дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан будет установлено, что предупреждение (представление) об устранении нарушений закона оспорено объединением граждан и решение по данному вопросу не принято, суд применительно к пункту 3 части 1 статьи 196КАС РФ оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюдены условия для подачи административного иска.

Статья 61ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним:

признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимыйхарактер;

осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституцииоссийской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.

В частности, такие основания предусмотрены статьей 18Закона о некоммерческих организациях, статьей 44Закона об общественных объединениях, статьями 7, 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, статьей 24 Закона о противодействии терроризму.

Общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами (например, пункт 9 статьи 8, пункт 2 статьи 14 Закона о свободе совести, пункт 3 статьи 41, пункт 3 статьи 42Закона о политических партиях).

Основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан является нарушение им прав и свобод человека и гражданина, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации (например, склонение к самоубийству, посягательство на личность (статья 44 Закона об общественных объединениях, статья 14 Закона о свободе совести).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Так, при рассмотрении Центральным районным судом административного дела по иску административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к административному ответчику Специализированному учреждению по проверке качества и безопасности пищевых продуктов «Алтайское качество» о ликвидации судомустановлено, что входе проведенных административным истцом документарных проверок в 2011 и 2016 годах установлено, что деятельность по достижению уставных целей Учреждением фактически не ведется с 2008 года, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» и положений п.2.2. собственного устава. Кроме того, в нарушение требований п. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» административным ответчиком не представлены в уполномоченный орган сведения об изменении юридического адреса.

Указанное выше свидетельствует о неоднократном нарушении административным ответчиком законодательства РФ, положений собственного устава и в силу п.п. п. ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации юридического лица.

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворен.

При рассмотрении Центральным районным судом административного дела по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Некоммерческому партнерству «Сибирская Гильдия Судебных Экспертов» о ликвидации некоммерческой организации судом установлено, что Согласно п. 3.2. ст. 32Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

За 2015 год ответчик сведений, содержащих отчет о своей деятельности, а также о персональном составе руководящих органов, в регистрирующий орган не представил. Сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" не размещает, в средствах массовой информации не опубликовывает.

22.04.2016 и 08.06.2016 Управлением в адрес организации были направлены предупреждения № 22/03-15/2317 и 22/03-15/3229 об устранении выявленных нарушений и предлагалось в сроки не позднее 30.05.2016 и 25.07.2016 предоставить отчет о деятельности за 2015 год, а также разместить отчеты на Информационном портале Минюста РФ.

Предупреждения ответчиком не получено, тогда как юридическое лицо обязано следить за входящей корреспонденцией, направленной по адресу его регистрации.

Таким образом, некоммерческой организацией допускаются неоднократные, грубые нарушения законодательства РФ.

Административный иск удовлетворен.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Так, при рассмотрении Центральным районным судом административного дела по иску административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Некоммерческому партнерству «Объединению юристов Алтайского края» о ликвидации некоммерческой организации судом установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Партнерство отчет о своей деятельности за 2014 год в установленный законом срок в Управлении не представило, на информационном портале Минюста России не размещен.

08.05.2015 года в адрес юридического лица и домашний адрес председателя Партнерства направлено уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г.Барнаула Алтайского края от 25.06.2015 В.признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 руб..

16.07.2015 года Управлением в адрес юридического лица и домашнего адреса председателя Партнерства направлено письменное предупреждение об обязанности предоставлении в срок не позднее 31.08.2015 года отчета о деятельности за 2014 год, размещении отчета на информационном портале Минюста России. В установленный срок нарушение действующего законодательство не устранено.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание также то обстоятельство, что и на день рассмотрения дела в суде ответчик не выразил своего несогласия с иском, суд полагает возможным административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю к Некоммерческому партнерству «Объединению юристов Алтайского края» о ликвидации юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.

Данные нарушения могут быть учтены судом за период не более трех лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (часть 2 статьи 9Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 196, 200ГК РФ).

Кроме того, неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности.

Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократныеили грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (статья 44Закона об общественных объединениях).

Исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства.

В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Положения главы 27 КАС РФ не исключают возможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска, а также заключения соглашения о примирении.

При решении вопроса о допустимости принятия отказа от административного иска или его признания необходимо выяснять мотивы, по которым административный истец отказывается от своих требований, а административный ответчик признает административный иск, являются ли такие отказ или признание свободным волеизъявлением стороны, не противоречат ли они закону и не нарушают ли права и свободы административного истца и административного ответчика, а также других лиц, понятны ли стороне последствия принятия судом отказа от административного иска или его признания (статьи 46, 157КАС РФ).

Если нарушения закона не являются грубыми, не связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и могут быть устранены в установленном законом порядке, суд вправе утвердить соглашение о примирении.

По смыслу части 9 статьи 137 КАС РФ, данное соглашение должно содержать порядок и сроки устранения административным ответчиком нарушений закона, послуживших основанием для обращения уполномоченного органа с требованием о ликвидации, при сохранении обязанности объединения граждан осуществить процедуру ликвидации в случае неисполнения указанных условий соглашения (статья 353 КАС РФ).

Соглашение о примирении, не содержащее обязанности о ликвидации объединения граждан в случае неустранения названных нарушений, не подлежит утверждению судом.

При рассмотрении Центральным районным судом дел данной категории заявлений об отказе от административного иска, признании административного иска в суде поступало, соглашения о примирении не заключались.

В целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180КАС РФ).

В решении об удовлетворении требований о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской и террористической деятельности, суд одновременно указывает на обращение в собственность Российской Федерации имущества ликвидируемой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (часть 2 статьи 264КАС РФ, часть 3 статьи 24Закона о противодействии терроризму, статья 9Закона о противодействии экстремистской деятельности).

В резолютивной части решения суд также указывает о ликвидации такого объединения граждан или запрете его деятельности на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, копии судебных актов, названных в части 5 статьи 24Закона о противодействии терроризму, в пятидневный срок со дня их вступления в законную силу или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляются судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

СудьяМ.Ю. Овсянникова

опубликовано 20.03.2017 05:42 (МСК)
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03