Arms
 
развернуть
 
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130
Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71
centralny.alt@sudrf.ru
показать на карте
656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130Тел.: (3852) 29-43-18, 29-43-71centralny.alt@sudrf.ru
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03


Документы суда
Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

Судебная практика рассмотрения гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства

В соответствии с тематическим планом проведения занятий, семинаров повышения квалификации судей Центрального районного суда г.Барнаула на 2018 год, проведено изучение и анализ гражданских дел, связанных с применением пенсионного законодательства, рассмотренных Центральным районным судом г.Барнаула в 2017 году и 3 месяца 2018 года.

Целью проведения обобщения является обеспечение правильного разрешения гражданских дел, касающихся пенсионного обеспечения граждан.

Обобщение производилось путем изучения и анализа материалов гражданских дел, с использованием данных электронной картотеки гражданских дела и Государственного автоматизированного сервиса «Правосудие».

В 2017 году и 3 месяца 2018 года Центральным районным судом г.Барнаула рассмотрено 376 дел, относящихся к категории споров, связанных с нарушением пенсионного законодательства, из них 284 исковых заявлений удовлетворены в полном объеме, 163 дела удовлетворены в части, в удовлетворении 63 исков отказано, 1 дело передано по подсудности, 21 дел основаны без рассмотрения, прекращено производство по 4 делам.

В соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащих указанному ФЗ.

Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст.8).

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижении величины индивидуального коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, - на день установления этой страховой пенсии (п.3 ст. 35 ФЗ №400-ФЗ).

Основную массу дел указанной категории составляют споры между гражданами и территориальными органами пенсионного обеспечения, связанные с отказом в установлении пенсии ранее возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 29.01.2004 №2-П, при рассмотрении дел о праве на пенсию подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные ФЗ «О трудовых пенсиях». Указанные позиции применимы и в отношении ФЗ «О страховых пенсиях».

Показания свидетелей в качестве допустимого доказательства судом не принимаются с учетом положений ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

При оспаривании Пенсионным фондом полной занятости, спорный период (при отсутствии иных доказательств) включается по фактически отработанному времени.

Обобщение показало, что в суд в основном обращались граждане, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, граждане, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

По смыслу положений указанного закона, назначение пенсии носит заявительный характер независимо от правового статуса гражданина. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

При этом не исключается подача заявления о назначении пенсии по старости в территориальный орган ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом пенсионного обеспечения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления либо со дня представления дополнительных документов. По данному вопросу органом пенсионного обеспечения выносится соответствующее решение.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд.

Подведомственность, подсудность, госпошлина.

Российским законодательством установлена альтернативная подведомственность споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсию. Пункт 20 ст. 23 ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Указанное положение соответствует конституционным нормам о гарантии судебной защиты прав и свобод.

В судебном порядке пенсионные споры рассматриваются районными (городскими) судами.

Требования, связанные с реализацией гражданами права на пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности, то есть по месту нахождения ответчика- органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (ст. 28 ГПК РФ).

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При этом необходимо иметь ввиду, что в силу ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

По делам, взятым на обобщение, затруднений при определении подсудности у суда не возникало.

Определением Центрального районного суда г.Барнаула от 13.04.2017 дело по иску К. к УПФР о перерасчете размера пенсии, передано по подсудности в Новоалтайский городской суд Алтайского края. В судебном заседании с согласия истца произведена замена ответчика с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе, в связи с чем подсудность спора изменилась.

Из изученных гражданских дел усматривается, что Центральным районным судом г.Барнаула не допускались ошибки также при решении вопросов уплаты государственной пошлины по данной категории дел. В случае споров, например, по вопросу о назначении пенсии и об оспаривании отказа во включении в специальный стаж периода работы, государственная пошлина оплачивалась истцом в соответствии с НК РФ, поскольку гражданин еще не является пенсионером, как по требованию неимущественного характера в размере 300 руб.

Изучение взятых на обобщение дел позволило установить, что основная категория споров, поступающих на рассмотрение суда, связана с отказом пенсионного органа в зачете периодов работы в страховой и специальный стаж граждан.

Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Важным условием является наличие свидетельства, либо диплома, подтверждающего прохождение таких курсов, а также уточняющей справки, которой работодатель подтверждает сохранение за работником в спорный период среднего заработка.

Удовлетворяя требования о включении периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж, применяются нормы ст. 187 ТК РФ, ч. 1 ст. 196 ТК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснением Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П положения пункта 1 данной статьи, а также Определениями Верховного суда РФ от 21 мая 2009 года №12-В09-3; от 04 февраля 2011 года №74-В10-11; от 03 июня 2011 года №19-В11-8.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, сам по себе факт уплаты страховых взносов за время нахождения на курсах повышения квалификации при разрешении спорного вопроса не имеет юридического значения, так как на основании разъяснений КС РФ, изложенных в Постановлении от 10.07.2007 №9-П, следует считать, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников, работающих по трудовым договорам, права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, и, следовательно, на пенсию. При этом толкование действующих норм права, предусматривающее, что периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением, в том числе, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, неоднократно давалось ВС РФ при рассмотрении конкретных гражданских дел (Определение от 21.05.09 №12-В09-3; определение от 04.02.2011 №74-В10-11; определение от 03.06.2011 №19-В11-8).

В настоящий момент складывается судебная практика, согласно которой периоды нахождения на курсах повышения квалификации включаются в специальный стаж в льготном порядке, поскольку работник направляется для повышения квалификации по той профессии, при исполнении функций по которой он имеет право на включение периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении.

При разрешении вопроса о включении ученических отпусков в специальный стаж принимается во внимание то обстоятельство, что до введения нового правового регулирования вопросов назначения пенсии в соответствии с п. 2 и п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, также предусмотрено включение в льготный стаж время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.).

Единообразная судебная практика сложилась также по периодам нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Такой период подлежит включению в специальный стаж, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25.09.92 № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Педагогическая и лечебная деятельность.

Разрешая споры о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, судьи обосновано руководствовались (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

- Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации»;

- Постановлением Совмина СССР от 17.12.59 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

- Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

- Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.91 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

- Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденная приказом Минпросвещения СССР от 16.05.85 № 94;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;

- Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 № 240 и от 01.02.2001 № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Анализ судебной практики за рассматриваемый период показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по прежнему является формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный стаж работников необоснованными, судьи исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, судьи приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что пенсия медицинским работникам назначается независимо от возраста лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Льготное исчисление специального трудового стажа медицинских работников обусловлено не только характером и условиями их деятельности, но и предполагает непосредственное соответствие занимаемой должности и наименования учреждения здравоохранения Списками и Правилами.

Право на досрочную пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы, следует иметь в виду, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п.19-21 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Досрочная страховая пенсии в связи с особыми, тяжелыми и вредными условиями труда.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения и назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Списки №1 и №2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности.

Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение в каждом случае необходимо установить соответствие наименования профессии конкретного работника той профессии, которая предусмотрена Списком №1 и №2, дающей право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет.

Списки составлены по производственным отраслям. Условием, необходимым для правильного определения права работника на досрочно назначаемую пенсию по старости, являются подтверждение занятости именно в том производстве, которое предусмотрено Списком. Работники, предусмотренные в разделах «Общие профессии» Списков №1 и №2, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, в каких производствах они заняты.

При рассмотрении вопроса о праве гражданина на пенсию на льготных условиях в первую очередь необходимо определить вид производства, в котором он занят, и тем самым решить вопрос, каким разделом или подразделом Списков №1 и №2 необходимо руководствоваться.

В тех случаях, когда в Списках №1 и №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, указаны производства и цеха без перечисления профессий и должностей, право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют все работники этих производств и цехов, независимо от занимаемой должности или наименования профессии.

В случае, когда в Списках предусмотрены не только наименование профессии и должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи особыми условиями труда следует руководствоваться Государственными стандартами системы стандартов безопасности труда. При необходимости заключения по условиям труда дают органы Государственной экспертизы условий труда.

Изучение гражданских дел показало, что основаниями для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, являются: отсутствие доказательств, подтверждающий особый характер работ и (или) полную занятость работника на работах с особыми условиями труда, несоответствие наименования должности, занимаемой истцом, наименованию предусмотренному Списком №1 и №2, неправильное оформление трудовых книжек.

Основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие особый характер работы и условия труда, составленные со ссылкой на имеющиеся первичные документы. При этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных Списком №1 и №2.

Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом суды правильно учитывают положения ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым свидетельские показания являются недопустимым доказательством подтверждения характера работы (вредных, тяжелых условий труда и т.п.)

Кроме того, при рассмотрении гражданских дел в отношении указанной категории лиц, необходимо исследовать пенсионные дела, справки работодателя о занятости лиц на соответствующих производствах, приказы (выписки из приказов) работодателя, архивные справки, акты проверок характера и условий труда, документы по результатам аттестации рабочих мест, лицевые счета, личные карточки, справки о переименовании предприятий, заключения экспертизы по условиям труда.

При решении вопроса о включении периода работы истца в специальный стаж для досрочного назначения пенсии все доказательства оцениваются в совокупности. Само по себе не указание работодателем льгот не может быть поводом к отказу в принятии права на досрочную пенсию по старости.

Досрочная страховая пенсия, специальный и страховой стаж (периоды работы после 1992 года) Казахстан.

В соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ-400 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

13.03.1992 государствами-участниками СНГ, включая Республику Казахстан и РФ, подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ст.1 которой предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст.3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

В силу п.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (п.7 Соглашения).

Таким образом приведенная норма ст.7 Соглашения связывает сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства с наличием пенсий того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.

В связи с тем, что в соответствии с Соглашением «О создании Содружества Независимых государств» от 08.12.1991 ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п.2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1992, а после распада этих государств- до 13.03.1992.

В соответствии со ст.10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государства - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в размерах названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств- участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

Решение об установлении пенсий должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

При установлении пенсии на территории РФ в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств- участников после 13.03.1992 необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.

Поскольку после подписания международного договора- Соглашения от 13.03.1992 Казахстан является независимым и самостоятельным государством, то возможность включения в страховой стаж периодов работы после 13.03.1992 может быть урегулирована только законодательными актами РФ либо международным договором.

За последнее время никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств- участников этого Соглашения, не вносилось.

Для включения в трудовой стаж периода работы на территории государства- участника Казахстана, после заключения Соглашения от 13.03.1992 необходимо предоставление соответствующих документов, именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом Казахстана), подтверждающих период работы лица в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.

С 01.01.1998 в Республики Казахстан существовавшие ранее льготы (досрочные пенсии) на основании Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» отменены.

С 01.01.2000 введен закон Республики Казахстан от 13.07.1999 №414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке №1,2 утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.12.1999 №1930.

Из рассмотренных в суде дел усматривается, что в большинстве случаев судьями выносятся обоснованные и законные решения, тем самым восстанавливаются нарушенные права граждан на пенсию, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 39).

Решением суда по иску Б. к УПФР об оспаривании решения, о возложении обязанности, включен в специальный стаж период работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаул», периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31.01.2018 решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2017 года отменено в части удовлетворения требований Б. к УПФР об обязании включить в специальный стаж Б. периоды работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаул» в должности фельдшера (службы обеспечения), фельдшера скорой помощи (службы обеспечения) и обязании УПФР назначить пенсию с 01.03.2017 года. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б. к УПФР об обязании включить в специальный стаж Б., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаул» в должности фельдшера (службы обеспечения), фельдшера скорой помощи (службы обеспечения) и обязании УПФР назначить пенсию с 01.03.2017 года отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

Решением суда по иску Т. к УПФР об оспаривании решения, возложении обязанности, включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы в качестве маляра в ОАО ХК «Барнаултрансмаш». Суд ссылается на следующее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Согласно Списку N 2 раздела XXXIII- общие профессии код № 23200000-13450 правом на досрочную пенсию пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В силу п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Необходимым условием для назначения льготной пенсии маляру, является документальное подтверждение постоянной занятости (т.е. не менее 80% рабочего времени) окраской поверхностей красками и лаками, содержащими вредные вещества 1 - 3 класса опасности. Данное требование прямо предусмотрено Разъяснением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 / года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29, в соответствии с которыми под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Обязательным условием для назначения пенсии по разделу XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 является постоянная занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Тем самым закон связывает право на досрочное назначение пенсии по старости с выполнением такой работы, при которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Материалами дела подтверждена полная занятость Т. на производстве с применением вредных веществ не ниже 3 класса.

Применительно к практике необходимо применять индивидуальный подход к оценке пенсионных прав граждан.

Судья Л.А.Аникина

опубликовано 30.03.2018 09:26 (МСК)
.
Уведомление участников процессов о месте, дате и времени рассмотрения дела при помощи SMS. >>>
Понедельник8:00 - 17:00
Вторник8:00 - 17:00
Среда8:00 - 17:00
Четверг8:00 - 17:00
Пятница8:00 - 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Прием граждан осуществляется
в приемной суда (кабинет №102)
Понедельник
8:00 до 17:00
Вторник
8:00 до 17:00
Среда
8:00 до 17:00
Четверг
8:00 до 17:00
Пятница
8:00 до 16:00
Перерыв на обед: 12:00 - 12:48
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной
Телефон: 8 (3852) 29-43-03